Эстрадный вокал

Цель занятий вокалом - не только обучению пению, постановка голоса, развитие слуха, правильное звукообразование, пение под профессиональные фонограммы, но и воспитание музыкального вкуса, и развитие творческой индивидуальности.
Программа по эстрадному вокалу рассчитана на 7 лет обучения.
Голос - самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться.
Во время начального этапа дети получают и закрепляют необходимые вокальные навыки – это должно произойти в возрасте до 12-14 лет, потому что затем у подростка начинаются мутационные изменения организма. Это период необычайно интенсивного роста голосовых связок и в связи с этим бережного отношения к голосу. Голоса при этом становятся более сильными и полными, расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембрах.
В старшей группе (15-18 лет) происходит стабилизация, исчезают болезненные явления и голос приобретает тембр.
В возрасте 7-10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат - тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания связок и колебания только их краёв характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения.
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный репертуар, соответствующий певческим возрастным особенностям детей. В первую очередь это – диапазон ребёнка, т. е. тот объём звуков от самого высокого до самого низкого, в пределах которого хорошо звучит голос.

Первый год обучения

В 1–ой группе, так в студии называют 1 год обучения, примерная зона - это «ре-си». В пределах этой зоны и строится весь репертуар. Здесь детям наиболее удобно, у них легко, естественно и ненапряжённо звучит голос.
На занятиях первого года обучения ребёнок получает элементарные певческие навыки – правильно сидеть или стоять при пении, брать дыхание, работать над кантиленой на коротких фразах, петь естественным голосом.
Певческая установка имеет большое значение, т. к. от неё зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческое положение должно быть свободным, корпус и шея выпрямлены, ноги стоят на полу, подбородок не поднят.
Необходимо постоянно следить за тем, как дети сидят, как они держат корпус, голову,как открывают рот. Он должен открываться вертикально, а не в ширину, во избежание некрасивого звука. Нижняя челюсть отходит свободно вниз, губы – подвижны и упруги.
Для правильного звукообразования большое значение имеет работа голосового аппарата – нижней челюсти, губ, мягкого нёба. Во время пения нужно учить детей опускать нижнюю челюсть. Уже сейчас можно говорить о том, что гортань должна опускаться, благодаря этому звук может свободно проходить к отверстию рта.
Со звукообразованием связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь плавно и протяжно нужно учить их с первых занятий протягивать отдельные звуки и концы музыкальных фраз. Протяжность зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных.
Дыхание в пении имеет исключительное значение - от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть равномерным, свободным и естественным.
Не все дети понимают, как нужно дышать. Педагог последовательно и терпеливо объясняет, что вдох должен быть коротким и энергичным, с небольшой задержкой, которая служит предпосылкой для вступления. Выдох при этом – равномерный, постепенный и продолжительный.
Часто дети не умеют воспроизвести слышимый звук, у них нет координации между слухом и голосом. После определённого времени занятий – у кого раньше, у кого позднее, такая координация появляется. Но очень часто на чистоту интонации влияет застенчивость ребёнка, или отсутствие внимания.
При работе с группой детей в вокальном ансамбле учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Уроки проходят в очень доброжелательной атмосфере.

Второй год обучения

Как в первый год обучения, так и во второй большое значение имеют упражнения. Им уделяются не менее одной трети урока. На основе этих упражнений развивается слух, формируется чистая интонация, создаются предпосылки к расширению интонации.
Голоса у детей этого возраста очень неровные, но, не смотря на это, необходимо учит детей стройному, ансамблевому пению. Это очень важная задача, она требует тщательной работы. Сюда входит и одинаковое звукообразование и дикция, одновременное дыхание и чистота интонации. Всё это формируется одновременно, а развивается постепенно в течение многих лет.
Поскольку на втором и третьем году обучения особое значение придаётся воспитанию ансамблевого унисона, то важной задачей является выравнивание тембров детей. Это серьёзная и кропотливая работа, поскольку унисон – это основа чистого многоголосного пения. Работу над унисоном можно начинать с пропевания одного звука одновременно или поочерёдно вступая, обязательное условие для детейслушать друг друга. Особое значение при этом имеют гласные, т. к. вокальные качества детей вырабатываются только на гласных звуках. У детей, практически всех, пение не связано.
При желании спеть быстрее следующий слог теряется напевность мелодии. Педагоги постоянно объясняют, что поются только те звуки, которые тянутся. При этом обязательно сохранение устойчивого положения гортани, желательно петь на пониженной гортани. Внимание педагога требует естественное положение согласных в пении. Они произносятся предельно кратко и чётко.
Научить детей петь легко, не напрягаясь, естественным, светлым звуком, привести их к основам кантилены, к пению с ощущением опоры - вот задача занятий на втором году обучения. Этой задаче посвящена значительная часть распеваний. Здесь в обязательном порядке используются упражнения из методики американского педагога Сета Риггса.
На протяжении всех лет обучения педагоги учитывают психологические и физиологические особенности детей этого возраста. Период младших школьников создаёт условия, наиболее благоприятные для обучения, когда дети буквально впитывают в себя всё новое. На этом этапе необходим такой приём как показ педагога - очень эффективный метод работы, а на начальном этапе просто незаменимый.
Педагоги используют не только метод подражания – делай как я, но и спрашивают наиболее способных, активных учеников, тех, кто может служить примером для подражания. Формирование певческой деятельности в младших группах зависит от тех условий, в которых протекает их деятельность. Один из основных вопросов здесь – вопрос дисциплины. В. Г. Соколов говорит, что художественные результаты напрямую зависят от дисциплины и поведения детей.
Дисциплина - это не только внешнее спокойствие детей, но и их внутренняя сосредоточенность. Педагоги стараются найти верный тон, в котором бы чувствовалась воля руководителя и любовь к детям. Педагог постоянно стремиться к тому, чтобы воспитывать у ребёнка осознанное отношение к занятиям. Обучение не кончается на уроке, оно продолжается и дома. Это необходимо для закрепления певческих навыков.

Третий год обучения

Дети, приходящие в ансамбль, очень разные, у них различные музыкальные способности. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно, у других при регулярных хоровых занятиях очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, но встречаются и случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога в течение нескольких лет.
Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети ещё не обладают устойчивыми навыками пения, не умеют себя слушать и часто переходят на крик.
Другая причина – разговорный голос в пении. Здесь нужно учить ребёнка ощущать правильную высоту звука. Педагоги своими пояснениями помогают детям – это может быть показ голосом или пояснение, что нужно спеть «высоко как птичка».
Отдельной темой стоит усвоение детьми простейших ритмических сочетаний. С самого начала занятий дети должны понять важность дирижёрского жеста. Когда усвоены знаки – внимание, дыхание, вступление, подготовка и снятие, дети сами пытаются показывать наиболее простые движения – по высоте звука. Нужно стремиться к тому, чтобы рука ребёнка создавала музыкальные фразы. Медленное движение рукой вперёд поможет детям почувствовать напевность, протяжённость исполняемого звука. Особое место занимает воспитание унисона. Это очень серьёзная и важная работа, над которой необходимо работать непрерывно.
Двухголосие начинаем с разучивания терции. Очень полезны при переходе на двухголосное пение различного рода упражнения. Например: берём интервал на фортепиано и предлагаем детям прослушать его и пропеть свой голос, перед этим делим группу на голоса – верхний, нижний. В старших (6 -7 год обучения) группах идёт аккордовое разделение на 3 и 4 голоса. В то же время на этом этапе появляются песни с элементами двухголосия, когда вся песня одноголосная и только в нескольких тактах появляется второй голос. Таким образом - медленно, не торопясь, год, от года совершенствуя вокальные навыки, мы подводим детей к переходу в следующую группу ансамбля.

Четвёртый год обучения

В упражнениях обычно используется концентрический метод воспитания голоса, традиционный для русской вокальной школы.
Укрепление голоса решается путём укрепления середины диапазона, а затем верхних и нижних звуков. А. Е. Варламов, написавший «Полную школу пения», говорил об этом так: «Чтобы ноты были ровной силы и покойны, и не отбивались горлом и были связываемы». Продолжается работа над певческим дыханием, которое играет одну из первостепенных ролей в вокальной технике. И, если в предыдущие года мы акцентировали внимание на дыхание в различных упражнениях, то сейчас подразумевается, что дети сами понимают, когда пение подкреплено дыханием, и когда такой опоры нет.
Из этого вытекает, что задачи, которые ставятся перед детьми, усложняются. Теперь дыхание укрепляется в процессе пения и постоянно связывается с практикой. Ведь в этом возрасте дети уже достаточно много выступают в концертах. Поэтому приходится решать множество различных задач. Это и чистое интонирование двухголосия, и тембральные краски ансамбля, и характер звуковедения, и динамика, и ритм. Параллельно решаются требования сценического движения и эмоциональной выразительности. Только после предварительных упражнений начинаем работу над соединением двухголосия.
Перед детьми постоянно ставится вопрос – зачем, почему ты делаешь именно так? - который подталкивает ребёнка к правдивости и выразительности исполнения. В этом возрасте, близком к подростковому, начинает развиваться внутренняя чувствительность, имеющая прямое отношение к воспитанию вокального слуха - ясного представления и ощущения работы голосового аппарата.
Начиная с 7-8 лет идёт постепенное обособление и развитие голосовой мышцы, которая формируется к 11-12 годам. Голоса детей этой группы становятся более сильными и полными, расширяется диапазон и ярче проявляются различия в тембре. Это время считается расцветом детского голоса. Но и в этот период вопрос охраны голоса должен выходить на первый план. Не следует увлекаться грудным звучанием.
В вокальном ансамбле необходимо поддерживать легкое головное звучание и переходить к более полному постепенно, в течение нескольких лет. Песни должны быть удобны, если это не так, то дети начинают кричать, сильно напрягая голос. Это совершенно недопустимо!
Репертуар подбирает художественный руководитель и педагог по вокалу в зависимости от возможностей ансамбля или отдельного солиста. Правильный выбор репертуара в сочетании с распеваниями может помочь развитию голоса ребёнка.

Пятый год обучения.

В подростковом возрасте развивается внутренняя чувствительность, имеющая прямое отношение к воспитанию вокального слуха – ясного представления и ощущения работы голосового аппарата. На начальном этапе развития мы с детьми разбирали качество их звучания, используя самые простые определения – красивый звук или не красивый, округлый – плоский, льющийся или зажатый. При этом всегда следовало объяснение – почему так происходит, и как можно сделать лучше.
В средней группе такая работа продолжается уже на более качественном уровне. Ребята разбирают различные понятия вокальной техники – что такое певческий аппарат , для чего нужны резонаторы , каким образом они влияют на окраску звука и многое другое. Мы подробно разбираем свои ощущения при постановке звука на опору, когда после вдоха и задержки дыхания опускается нижняя челюсть, одновременно приподнимается нёбо, что даёт правильную рупорообразную форму полости рта и глотки. Огромную роль играет прикрытый звук, фиксированное опущенное положение гортани и смешанный тип дыхания с участием брюшных мышц.
На слух присутствие опоры звука, основанной на дыхании, подтверждается наличием прикрытого, яркого, упругого звучания. Для достижения единой ровной подачи голоса добиваемся опёртого звучания на всём диапазоне. При разборе ошибок стремимся избавиться от резкого и плоского звука специальными упражнениями: от гнусавости (если она следствие вялого, провисшего нёба) – путём поднятия нёба; от форсирования звука – путём пения на пиано и с закрытым ртом; от вялого звука и «подъездов», которые могут возникнуть при недостаточной активности дыхания – применяем твёрдую атаку, пение на стаккато поочерёдно с легато.
Приёмы звуковедения мы осознанно применяем не только в упражнениях, но и в репертуаре. При разборе песни всегда вначале обращаем внимание не только на выяснение трудностей звуковысотности (диапазон, лад, интервальная последовательность и т. д. ), но и на средства художественной выразительности. Одним из действенных средств является тембральная окраска голоса – это отражение качества работы голосового аппарата ребёнка. При этом не забываем, что на характер звучания влияют и тесситура, и ритмический рисунок, и динамика, и штрихи, и художественный образ в целом, его эмоциональная насыщенность.
При разучивании репертуара постоянно, с первых дней, необходимо внушать детям, что содержание музыки и текста обуславливает определённый характер звучания – весёлый, ритмичный или грустный, лирический. Проникновение в содержание будет способствовать выразительности исполнения. Нельзя забывать при этом, что на концерте слуховое восприятие дополняется зрительным впечатлением. Никогда весёлая жизнерадостная песня не прозвучит и не произведёт впечатление, если у певцов будут серые невыразительные лица. Здесь уместно вспомнить слова Р. Шумана: « Прекрасное пение при мраморно – неподвижном лице заставляет усомниться, есть ли в этом искусстве внутреннее содержание ». А также замечательные слова итальянского оперного певца Тито Гобби: «Пусть во время пения в душе вашей пылает огонь. У артиста все чувства обострены вдесятеро больше, чем у обычного человека, надо только вовремя призвать их на помощь. Стоит вам улыбнуться, если, конечно улыбка к месту, и голос ваш начнёт излучать радость. Пойте с удовольствием и помните , что внутренняя красота внутри вас» .
Чтобы достичь такого качества исполнения, ребёнку приходиться очень много, длительно и кропотливо работать. И эта работа в основном определяет содержание занятий в группе пятого года обучения и последующих лет.

Шестой год обучения

Обучение детей пению связано с необходимостью привить им определённый комплекс вокально-технических навыков.
Объясняем детям, что в певческом процессе участвуют отдельные части голосового аппарата: гортань, дыхательный аппарат, резонаторы, артикуляционный аппарат . Все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Говорим о той части голосообразования, которая позволяет достичь большей силы и яркости без определённого напряжения. Это – резонаторы, они подразделяются на верхние (полость рта, носа и придаточных пазух) и нижние (грудная клетка, трахея и бронхи).
Чтобы помочь детям проанализировать свои внутренние ощущения, говорим, что резонаторы - это «микрофончики», которые помогают нам делать звук ярче и красивее. При этом предлагаем им свои ощущения запомнить, особенно те, которые сопровождали лучшее звучание. Артикулировать нужно свободно, активно, выразительно. Не нужно бояться преувеличений. Если рот открывается постепенно, говорим мы детям, то звук становится более свободным, наполненным, мягким. Тем, у кого зажата нижняя челюсть, можно посоветовать слегка, надавить на щёки так, чтобы кончики пальцев прошли между зубами и подбородок опустился. В этом положении нужно пропеть негромко гласный «У». Пальцы, надавливая на щёки, помогут сохранить верную артикуляцию.
Необходимо постоянно напоминать детям, что с плохим открытием рта связана неверная интонация. Напряжённая челюсть сковывает гортань. Нужно следить, чтобы рот при пении был как можно больше в движении. Ещё в младших классах мы играли на развитие музыкальной памяти. Теперь же эта игра усложняется и превращается в систематические повторяющиеся упражнения. Например: на фортепиано играется небольшой мотив, дети слушают, а затем все сразу или каждый в отдельности повторяют его на заданный слог. В упражнениях чередуется постепенное движение мелодии с интервальными скачками, или опевается тоническое трезвучие, или неустойчивые звуки чередуются с устойчивыми.
Очень важная тема, которая с младших классов проходит через всё творчество детей, это – фразировка, основанная на правилах строения музыкальной речи.
Приём, который помогает делать исполнение более выразительным и понятным, называется фразировкой. Он заключается в осмысленном выделении отдельных музыкальных построений - мотивов, фраз, предложений. Объясняем при этом важность разделительных граней, как бы знаков препинания в музыке. Здесь же говорим о динамических оттенках. Умение ансамбля держать строй, т. е. чисто интонировать, относится к важнейшим вокальным навыкам, при этом дети обязательно должны уметь подстраиваться друг к другу. Вот где проявляется сплочённость коллектива, творческая поддержка!

Седьмой год обучения.

Отдельно здесь нужно сказать о мальчиках.
В 12-15 лет у них начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. В это время гормональная перестройка организма приводит к активному росту хрящей гортани, к увеличению массы голосовых мышц. Возникают трудности голосообразования(«петухи», перепады звуковысотности, охриплость, покраснение, отёчность слизистой оболочки гортани и т. п. ) В это время мы должны максимально ослабить нагрузку ребёнка, вплоть до пения только тренировочных упражнений в острый период. Основа этих упражнений такова: у мальчика до мутации должен быть хорошо развит фальцетный режим по женской модели голосообразования.
Во время мутации мы переносим нагрузку в фальцетном режиме на формирующийся грудной режим с имеющимися показателями певческого голосообразования, с их защитными механизмами. Фальцет должен быть звучным, опёртым на дыхание, резонирующим в груди, а грудной звук – мягким, воздушным и проточным, резонирующем в голове и груди, по тембру приближаясь к фальцету. Диапазон их голосов смещается вниз: ми-фа (малой октавы).
С 15-17 лет происходит стабилизация юношеского голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с мутацией, формируется тембр будущего взрослого голоса – тенора или баритона. В этот период рабочий диапазон голосов составляет октаву - до (малой) - до (первой). В постановке голоса продолжается работа над основными темами, но подход к ним становится на качественно новый уровень. Так, говоря о тембре, мы объясняем, что тембральные свойства голоса зависят от присутствия высоких обертонов – высокой певческой форманты. При наличии её голос лучше озвучивается в верхних резонаторах. От тембра зависит и дикция, ведь характер и тембр каждой гласной связан с наличием усиленных обертонов, т. н. формант гласных.
Отсюда следует, что чистота гласных, выраженная в тембре, отражается на разборчивости вокальной речи.
Седьмой год обучения – завершающий год нашей программы. И хотя в последующем обучение продолжается, именно сейчас мы подводим итоги многолетнего развития.
Проводимая в конце года диагностика и отчётные концерты студии дают возможность увидеть успехи и достижения детей по основным направлениям программы.

Печать

вход мобильный